Воспоминания ПОЛЕСЬЕ_МИКАШЕВИЧИ. ВУ часть3

Собственно в окрестностях Микашевич, это были не дороги, это была Песня!.... Песня-плач, песня-стон, как и тяжёлая жизнь полешука, переплетённая ажурными, смачными и крепко-солёными мужскими словцами. Их покрытые потной солью рубашки и крепкие руки тому свидетели...

Дорог, как таковых, в полном понимании этого слова - просто не было. Они обходили Микашевичи стороной, широкой дугой по северной части района: Лахва - Сенкевичи - Ситницкий Двор - Ельно - Ленино - Юркевичи - и далее, расходились на Бронислав и на Люденевичи-Житковичи. А в наших болотистых, лесных массивах были пробиты наезженные конские тропы между ближайшими деревнями. Пролегали они, в большей степени, по "грудкам", переходя старицы, когда эта возвышенность упиралась в болото. Такие дороги проходили, в большей степени, с юга на север. 

Помнится случай, когда на автомашине ЗИС -5 ("Захар"), ехали в Хоростов сено убирать. В то время, середина 60 х,  рабочим завода там давали сенокосы. Машина не ехала, она брела по тому, что именовалось дорогой. Её коробка передач плакала и выла почти по-человечески высокими тонами, просто - голосила, как женщина! Мы, с пацанами, катались по кузову, как мячики больше от смеха, чем от прыжков машины на различных колдобинах. Из кабины доносился громкий, зычный  голос водителя Лёни Цвирко, заглушавшего даже плач двигателя.  Он вспоминал поляков, немцев, что отступая раздолбали дороги, но так и не вернувшихся их ремонтировать.  Но больше всего доставалось их матерям, бабушкам, а так же всему чёртову семейству! По дороге в нескольких бродах пришлось спускаться на землю и выталкивать застрявшую машину из болота и "до заправлять" вскипавший радиатор холодной водой...

А вот с востока на запад.....  Даже страшно браться за описание этого ужаса.

На запад вела одна дорога: через два моста деревянных через Сватскую канаву и Волхву и, дальше, через Нивки, тяжёлыми, сыпучими песчаными колеями, уходила в урочище Черепашки. Дальше нас старшие не пускали т.к. Черепашки того времени были самым гадючьим местом. Старики даже сено косить туда ходили с опаской, столько там было гадюк. Так, что, весь этот район был для меня запретным.


На восток вела одна дорога: через большой, постоянный брод (по ул. Садовой).  В районе Песчанитского переезда дорога раздваивалась: одна уходила на Песчаники и Волынцев хутор, другая шла к Насениному хутору и обходила его с севера. Там левый рукав дороги, через вязкий и глубокий брод, поворачивал строго на север, на Ореховую дорогу №3. А правый - так же, через ещё один брод, по восточной гряде, сосновым бором, по большой дуге уходил на северо-запад, соединяя собой дороги №2 и №3 у южного болота Морщинович, почти у начала польской Конки. В середине этой дуги (в этом месте сейчас её пересекает автодорога М10 - съезд на Стражницу), на восток отходил рукав, собственно, дорога на восток, через Случь. И выходила она как раз к Поклонному Кресту, к деревянному мосту.

На юг вела одна, главная дорога - Конка: через переезд (уже закрытый, у кладбища) и, далее, как она и есть до сих пор, но с одним отличием. В то время Конка представляла собой череду глубоких ям, заполненных водой и непременными глубокими колеями в грязи, из которых машина не могла выехать. Самый страшный был брод через Пангалосовский канал, перед самым Запросьем. Правда, говорили Конка, но на самом деле на Полесьи такие дороги называли "Гребля". По подобной технологии построены ВСЕ дороги в нашем округе. Вдоль линии будущей дороги, параллельно ей, с двух сторон выкапывались две канавы. На полотно будущей дороги бросали стволы деревьев, лоза - всё, что можно было найти в болотистой местности. А с верху всё засыпалось землёй, вырытой из канав. Но землю в таких местностях не копали, её - ВЫГРЕБАЛИ, т.к. в большинстве случаев, это было что-то средне, между землёй и грязью. Поэтому, подобные дороги на Полесьи назывались - Гребля. А в Микашевичах вмешалась цивилизация и, со строительством лесозавода, гребля превратилась в конку, т.к. по таким дорогам предполагалось перемещать грузы конями, не важно, по рельсам или на возах. Так и пошло у нас - конка да конка.

Справедливости ради, нужно отметить, что была ещё одна дорога на юг, но она всё равно выходила на конку (за ветлечебницей). Эта дорога начиналась за Рудней, у Савкового хутора и, по Грищам, через Лысую гору по песчаным холмам, выходила к Марковому хутору на старый ж/д переезд. И дальше, левой дугой, по северному берегу речушки, выходила на конку (ж/б мостик стоит до сих пор), а правый рукав -по северу Багно, уходил на Гряду.

Но основные дороги вели на север, в Морщиновичи, т.к. от здесь легче было выйти на дороги, связывающие Микашевичи с внешним миром. Три основных и две параллельные. Основная дорога начиналась (существует до сих пор) у СШ№1 - Школьная. Через деревянный мосток между прудами, она проходила у мехустановки и, через Пангалосовский канал шла мимо Тарцанового хутора к нынешнему Морщиновскому перекрёстку.  Пройдя несколько незначительных бродов, у теперешних Морщиновских дач, переходила, пожалуй, самый глубокий и самый непроходимый брод в нашей местности. Из-за этого труднопроходимого брода и проложены были дополнительные дороги на Морщиновичи, в обход по пескам морен.  Расстояние увеличивалось почти в два раза, но сама дорога становилась немного лучше. Когда пролаживали дорогу к Морщиновичам, после открытия карьера, в этот брод три дня возили машинами негабарит, пока те не перестали утопать в грязи. По словам дорожного мастера, подумывали даже об изменении маршрута трассы.

После этого брода дорога у хутора Янковских (там стояло три дома), правым рукавом, поворачивала к Морщиновичам, а левым, выходила на дорогу к шлюзу Шабана и уходила дальше, польской конкой, до самих Буд. Было завидно, когда воочию видел, что опоры мостов на этой конке сделаны из красного кирпича! Цивилизация, ничего не сделаешь.

Об Ореховой дороге и об обходной, параллельной, я уже писал выше. Теперь о дороге №2. Она действует до сих пор и проходит за профилакторием "Свитанак", проходит мимо Смолярни и, далее, к болоту Морщинович.. На ней было только два брода, но длинные и "тягучие", как говорили старики. На неё можно было попасть через брод (по ул. Садовой) и ещё от переезда Пещаники. Другой брод этой дороги был у самих Морщинович, с южной стороны. 

Ещё одна дорога была через Рудню, Попов Рог, но она всё равно выходила к дороге у Янковских хуторов.

Нужно заметить, что на трёх основных дорогах находятся могилы похороненных  партизан, отступавших после налётов на немецкий гарнизон в Микашевичах, что, собственно и явилось причиной описания всех этих дорог. 

На дороге №1 - могила находится почти у шлюза Шабаны, с левой стороны; на дороге №2 - две могилы: расстрелянные немцами углежоги на Смолярне и, перед самым бродом у Морщинович, похороненных два партизана, то же с левой стороны; а на Ореховой - не доходя теперешней Газовой трассы, по правую сторону.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter