Модернизация, диверсификация, экспорт – точки роста ОАО "Спецжелезобетон"

У Беларуси на мировом рынке имидж лучшего производителя железобетонных конструкций. Не удивительно: в стране работает отличная научная школа цементного бетона и железобетона. Закономерно, что продукцию Микашевичского ОАО "Спецжелезобетон" – второго по объемам предприятия в отрасли – охотно закупают дома и за рубежом.

Какой товар предприятия нарасхват? Почему коллектив трудится в три смены? Какой новый завод вскоре заработает на ОАО "Спецжелезобетон"? Узнали журналисты газеты, отправившись в Микашевичи.

Рассчитываем только на себя!

– Главной продукции сегодня у нас нет. Да, первоначально мы были нацелены только на производство труб, – рассказывает директор ОАО "Спецжелезобетон" Василий Басевич, который возглавляет предприятие с начала его основания. – Тогда наши трубы расходились от Калининграда до Кушки и Дальнего Востока. Только 25% оставались в Беларуси. Уже тогда я не рассчитывал ни на райком партии, ни на Совмин, потому что главный девиз был и остается: "Рассчитывай только на себя!". Это кредо всего коллектива. Мы не стоим на месте, не рассчитываем на чью-то помощь, живем по средствам.

Когда с развалом некогда большой страны стало ясно, что на одном виде продукции не выжить, предприятие освоило выпуск других видов изделий. В результате сегодня у ОАО "Спецжелезобетон" четко определены три вида деятельности: выпуск железобетонных труб, а также изготовление плитки для благоустройства территорий и железнодорожных шпал.

– Все направления отлично сочетаются: в какой-то момент лидирует одно, в какой-то – другое, завтра – наоборот, – рассказывает руководитель. – Еще недавно шпалы выпускали в одну смену, сегодня – уже в три.

За прошедшие годы на ОАО "Спецжелезобетон" значительно повысилась производительность труда и эффективность его деятельности в целом. Если на старте в коллективе было 770 человек, то сегодня – 330. В первые годы предприятие изготавливало 60 тысяч м3 изделий в год, сейчас – 130 тыс.м3. То есть выработка на человека стала в 4 раза больше! И за 7 месяцев 2023 года завод сработал успешно, с хорошей рентабельностью, прибыльно. Выполнил все доведенные показатели. Поэтому и заработная плата достойная. Выплачивается вовремя, как и налоги.

Одна из важнейших причин успешной работы – высокий уровень модернизации.

– Кроме производства шпал, везде европейские технологии: оборудование по выпуску труб и плитки – лучших фирм Германии, – рассказывает Василий Басевич и уточнят: – Правда, в связи с санкциями появились проблемы по расходным материалам и программному обеспечению, на которое было заключено соглашение на пожизненное обслуживание, но коллективу все же удается находить пути решения всех проблем.

Шик благоустройства – тротуарная плитка

Рост строительства и, в частности, бум малоэтажной застройки, возрождение деревни повысили спрос на тротуарную плитку ОАО "Спецжелезобетон". Сегодня ею выложены тротуары основных магистралей, площадей и дворов большинства крупных городов Брестской и Гомельской областей, парков и скверов Бреста, частично Гомеля, а также многих улиц в Пинске, Барановичах, Солигорске.

Архитекторы отказываются от менее долговечного и менее экологичного асфальтобетонного покрытия в пользу тротуарной плитки. Большую роль в спросе играет и факт, стимулирующий застройщиков оперативно закупать плитку для обустройства новых микрорайонов.

Если ты строишься и дом не введен в эксплуатацию из-за отсутствия дворового благоустройства, то тарифы на электроэнергию, отопление до сдачи объекта иногда в 4 раза выше, чем ценник на расходы этих видов тепла и электроэнергии при дальнейшей эксплуатации.

На селе также каждый старается не только построить хороший дом, посадить рядом цветы, но и провести к зданию удобную дорожку.

– Программа по наведению порядка на земле прекрасно работает. Даже не успеваем с заказами, – признается Василий Павлович и приглашает посмотреть, как идет строительство нового завода по производству тротуарной плитки, где представители компании-изготовителя оборудования из КНР вот-вот приступят к основному монтажу.

На новом заводе ОАО "Спецжелезобетон", основную линию которого будут обслуживать 4–5 человек, станут выпускать плитку тротуарную объемом свыше 25 тыс. м3 в год.

Шпалы на экспорт

Если тротуарная плитка для Беларуси – находка для обустройства городов и сел нашей страны, то шпалы ОАО "Спецжелезобетон" – продукт преимущественно экспортный: в Беларуси остается только 4–5%. Причина: Белорусская железная дорога закупила несколько линий по их производству и отказалась от шпал из Микашевичей. Сегодня микашевичские шпалы покупают россияне, в основном на строительство железнодорожных подъездных путей крупных компаний. В 2022-м ОАО "Спецжелезобетон" также отправлял шпалы на возведение российского космодрома на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи города Циолковский, годами ранее – на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

Экологика: пластик или железобетон?

Известно, что человечество сделало ставку на полимеры. Однако в последние годы часть просвещенного мирового сообщества, которая заботится об экологии, засомневалась: не превысили ли люди их значение? С нею солидарен и коллектив ОАО "Спецжелезобетон".

– Да, с 2011 года стали все меньше использовать железобетонных труб, – отмечает Василий Басевич. – Но в странах Европы от них не отказываются. Наоборот, практика их использования растет: там берегут экологию. Уверены, что в нашей стране экологическое мышление заказчиков трубной продукции возрастет. Наши железобетонные трубы – это та продукция, которая гармонична с природой. С ростом заботы об экологии в этом убедятся многие, и вновь популярность железобетонных труб станет больше, чем пластиковых.

Кстати, трубная продукция ОАО "Спецжелезобетон" сегодня изготавливается по самым современным технологиям и используется при строительстве путепроводов и других сооружений как в нашей стране, так и за рубежом. Несколько лет назад ее активно закупали многие соседи, в том числе страны Балтии, Азербайджан. Сегодня – преимущественно Россия. В том году шли поставки продукции предприятия даже в Калининград. Вначале доставлялся груз железнодорожными путем – в российский порт Усть-Луга, а потом –паромом, по морю в самый западный регион Российской Федерации.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.

Похожие материалы


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter