Кто разрабатывает новые кремы и шампуни
Какая девушка не мечтает побывать на фабрике косметики? Наталье КОЛБОВИЧ в этом плане повезло: она не только каждый день видит, как создаются лосьоны и маски, но и сама их придумывает. Девушка работает химиком-технологом в научно-координационном центре предприятия «Белита-Витэкс» и опробовать новое средство на себе может еще за полгода до того, как он появится на прилавках магазинов.
Тысяча и одна баночка
Наталья родом из Брестской области, из Микашевич. В гимназии училась на химико-биологическом профиле. Вспоминает, что сначала хотела стать врачом, но в десятом классе появилась новая мечта — разрабатывать косметику. А поскольку по гороскопу девушка Козерог, то от цели отступать не привыкла. Поступила на бюджетное отделение в Белорусский государственный технологический университет, на факультет технологии органических веществ, а после учебы попала на предприятие. Что оказалось совсем не просто.
— Надо было пройти собеседование и выполнить задание: придумать средство для депиляции и внедрить в его состав что-то инновационное. Просили разработать не только формулу, но и маркетинговую концепцию и внешний вид упаковки. На все давалась неделя, а я выполнила задание за ночь. На следующий день звоню на предприятие и спрашиваю: «Можно я к вам завтра приду?» Там так удивились! Пришла, рассказала о своей выдумке, плюс все перевела на английский язык, — делится Наталья.
Не все ее однокурсницы пошли работать на косметические фабрики. Многие распределились на «Белмедпрепараты», Березовский сыродельный и Туровский молочный комбинаты.
...Наталья приглашает в лабораторию. Первое, что замечаем, — сотни баночек и бутылочек на полках. Молодой химик-технолог уточняет: при разработке косметики они используют более тысячи наименований сырья.
— Первым моим заданием было рассортировать сырье и таким образом ознакомиться с торговыми названиями. Ведь один компонент может быть под разными «именами». Свободно ориентироваться в лаборатории начала месяца через два. Потом мне стали предлагать собственные проекты. Первое задание — разработка настоя для ванн. Тогда мне казалось, что это очень сложно. К сожалению, этот мой проект так и не реализовали. А вот следующий — густое мыло для бани — вышел в свет.
Творчество и экономический расчет
— Давайте покажу, как делается крем, — предлагает Наталья.
Для этого химик-технолог готовит две фазы — водную и жировую. Для последней используются различные масла, например виноградной косточки, ореха макадамия, органы. Масла дезодорированные, то есть, ничем не пахнут, — аромат в косметического средства появляется только после добавления парфюмерной композиции. Если нужно, чтобы крем увлажнял кожу, в него можно добавить гиалуроновую кислоту, экстракты водорослей, чтобы омолаживать — пептиды, фосфолипиды.
После того как все компоненты налиты, специалист сочетает две фазы. С помощью лабораторной техники этот состав перемешивается и гомогенизируется (делается однородным). Все, крем готов.
За пять лет, что Наталья на предприятии, она успела разработать более полутора сотен новых продуктов. Это и кремы против старения, и маски для волос и лица, и соли для ванн, и гели для душа. В «портфолио» девушки есть даже зубная паста и репелентное средство.
Как вообще придумывается новая косметика?
— Это творческий процесс, — замечает девушка. — Над созданием новой линии трудится команда из различных специалистов. Я ориентируюсь на современные тенденции и пожелания потенциальных покупателей. Перед тем как приступить к практике, прорабатываю вопрос в теории. Анализирую, какие компоненты лучше подойдут.
На разработку продукта у специалиста идет полтора-два месяца. Чтобы получить надлежащую формулу, иногда нужно перебрать до 15-20 вариантов! Весь процесс — от утверждения новых продуктов до их выпуска занимает около шести-восьми месяцев.
Интересуемся, на ком тестируют придуманные маски и гели. Оказывается, первый, кто их испытывает, это сам разработчик. Косметику проверяют в лаборатории при помощи инструментальных методов, а также на волонтерах, с учетом отзывов которых можно скорректировать рецептуру.
Химический — не значит вредный
Один из плюсов работы — зарубежные командировки с целью повышения квалификации. В прошлом году Наталья ездила во Францию в компанию, которая производит экстракты и активные компоненты из водорослей, и в Германию на предприятие по выпуску силикона. Регулярно бывает на учебных семинарах и выставках в Москве.
Три года назад девушка участвовала в международном конкурсе, который проводил европейский химический концерн BАSF — в специальной номинации для технологов. Нужно было разработать дневной крем с защитой от ультрафиолета. Белоруска справилась с заданием на отлично и заняла первое место среди более 20 участников из стран СНГ.
А много косметики у того, кто ее придумывает? Наталья отвечает, что собственные запасы занимают всего две полочки в ванной комнате. 70-80 процентов — средства, которые она сама разработала: девушка любит тестировать то, что в итоге получилось. Приобретает и зарубежную косметику, но скорее из профессионального интереса.
Спрашиваем, а какие средства она не купила бы?
— Я не взяла бы косметику, в которой не содержится консервантов. Потому что не знаю, были ли выдержаны условия ее хранения. А срок годности у таких средств не больше трех месяцев, — делится девушка. — Не покупаю также косметику, когда вижу, что состав не соответствует конечной стоимости продукта.
В последнее время растет популярность органической косметики. Каждый год ее продажи увеличиваются на 10-15 процентов. Интересуемся: эти средства на самом деле более эффективны или дело в моде?
— Органическая косметика — это не просто направление индустрии красоты, а целая философия. Естественным в ней должно быть все — от самого продукта до упаковки. Тренд стал популярен благодаря пропаганде здорового образа жизни, сохранению экологии, что в целом прекрасно, — считает химик-технолог. — А вот насчет большей эффективности я бы не сказала. Например, многие активные молекулы, которые хорошо справляются с возрастными изменениями кожи, проявлениями целлюлита, являются результатом химического синтеза. А компоненты натурального происхождения, из которых на 90 процентов состоит органическая косметика, могут вызвать аллергическую реакцию.
О своем выборе профессии Наталья ни разу не пожалела. «Мне очень нравится моя работа, — улыбается. — Люблю делать людей красивее».