Нашли те самые водопады из Instagram, и это «вау!». Рассказываем, как там побывать

Нашли те самые водопады из Instagram, и это «вау!». Рассказываем, как там побывать

Когда микроавтобус кружит по серпантину, легко вообразить, что вокруг горы, а мы путешественники, которые купили билет в лето. Но тут другая история. И она про индустриальный туризм. Мы на территории предприятия «Гранит», а если точнее — внутри гигантской воронки, где добывают строительный камень. Ну здравствуй, терра инкогнита!

Эта воронка общей площадью 382 гектара и есть гранитный карьер «Микашевичи». Туристы приезжают сюда ради него. Экскурсия начинается на южной смотровой площадке. Отсюда открывается вид на индустриальный амфитеатр. Пейзажи такие, что даже у скептиков вырывается робкое «вау!» Смотрите сами — наш фотограф тоже проникся атмосферой.

Опытные работники «Гранита» к восторгам изумленной публики относятся с легкой иронией.

— Вы первый раз у нас? Тогда вам интересно, конечно. А я здесь уже 29 лет работаю. Пейзаж не меняется, привык к нему, — раccказывает один из сотрудников. — Хотя… При мне карьер стал глубже на два горизонта, да и в ширину увеличился.

На профессиональном сленге «горизонтами» называют ступени или ярусы, высеченные в горной породе. По ним, как по серпантину, движется строительная техника. С высоты смотровой площадки самосвалы-девяностотонники выглядят как детские машинки. Это одна из иллюзий карьера, где острее чувствуется истина «Мир большой, а мы маленькие».

Живописные пейзажи — готовые декорации для кино. Здесь снимали Кавказ, Ближний Восток и другие регионы, где скалы и пески — часть повседневности. Два съемочных дня провел в гранитном карьере режиссер военной драмы «Уроки фарси» Вадим Перельман. Этот фильм о холокосте по форме и содержанию сопоставим с «Пианистом» Романа Поланского и «Списком Шиндлера» Стивена Спилберга. В Микашевичах снимался эпизод в каменоломне. Он занял не более полутора минут экранного времени.

— Помогал с организацией съемок. Помню, как кто-то из киногруппы позвонил мне: «Может быть, у вас остались кирки и тачки? Нам для декораций надо». Я так смеялся: «Ребята, какие кирки?» У нас же современная техника: бурильные установки, экскаваторы, самосвалы, — вспомнил забавный эпизод заместитель главного инженера по производству РУПП «Гранит» Александр Курилович во время экскурсии для Onlíner.

В музее предприятия хранятся фотографии, как добывали строительный камень в начале 1970-х, когда разработка карьера «Микашевичи» только начиналась. Но и на черно-белых снимках никаких кирок нет. Этот инструмент остался в XIX веке вместе с золотой лихорадкой. Туристам показывают совсем другие «орудия труда».

— Шагающий экскаватор забросил свою удочку. Видите? — показывает Александр Викторович на махину вдалеке.
Стрела «шагающего», она же «удочка», легко может пощекотать крышу десятиэтажного дома. Хотя на практике это вряд ли возможно. Крупногабаритной технике нужен простор, на стройке ей делать нечего.

Передвигается «шагающий» как опытный лыжник. Правда, очень медлительный. Лыжи присоединены к поворотной платформе, за счет которой машина движется.

— Шагающий экскаватор работает там, где гусеничной технике пройти сложно, — поясняет специалист.

Именно «шагающий» высвобождает полезные ископаемые от вскрышных пород. К ним относят, например, пески и известняки. Действует машина примерно так же, как хирург скальпелем. Но в этом случае вместо острого лезвия — вместительный ковш. Никогда не предугадаешь, что он зацепит. Однажды там оказались останки хазарского слона.

— Это животное старше мамонта. Оно было травоядным и весило от 2 до 5 тонн, — рассказали нам в музее предприятия, пока мы рассматривали витрину с палеонтологическими находками.

Останки древних животных находили в карьере еще в 1970—80-х, когда активно велась разработка месторождения строительного камня. Тогда у предприятия не было собственного музея, хранить палеонтологические экспонаты было негде, поэтому их раздаривали региональным краеведческим и университетским музеям.

Но вернемся в карьер. Когда месторождение вскрыто — начинается работа, которую видят только свои. Сюда туристов не приглашают. Если очень упрощенно, сюжет развивается так: приезжают бульдозеры, ровняют площадку, затем к делу подключаются буровые установки.

Когда скважины готовы, близится кульминация. Раз в неделю «движ» в карьере замирает — скважины готовят ко взрыву. После громкого «бум» в работу вступают карьерные экскаваторы и самосвалы. На территории находится дробильно-сортировочный завод, куда груженые тяжеловесы везут каменную массу. Там из нее делают щебень. Этот высокопрочный материал используют при строительстве автомобильных и железнодорожных дорог, применяют в благоустройстве.

Золотое правило карьера — уступи дорогу груженой машине. Есть участки, на которых двум «мальчикам» не разъехаться. Значит, одному надо остановиться в кармане. Поэтому опытные водители помнят каждый изгиб серпантина.

Чтобы забраться в кабину БелАЗа, нужно подняться по лестнице на высоту четырех метров. Представьте, какой обзор открывается! На горизонтах карьера установлены дорожные знаки. Смотреть на них из кабины 90-тонника непривычно — треугольник «Уступи дорогу» оказывается не на уровне глаз, а где-то внизу. Спрашиваем у водителя, в чем разница в управлении легковушкой и карьерным самосвалом. Смеется: «Особо никакой. Что там коробка-автомат, что тут».

Превысить скорость на таком грузовике технически невозможно. Теоретически «малыши» могут разогнаться до 60 км/ч, но на практике максимальная скорость — 37 км/ч. Так настроена система. Прочувствовать, каково это, ехать на машине, из которой открывается вид как со смотровой площадки, туристы могут за 300 рублей.

Похоже, индивидуальная автомобильная экскурсия на БелАЗе предусмотрена для коллекционеров впечатлений. Стоимость других экскурсий по карьеру куда доступнее — от 15 до 20 рублей. Детский билет дешевле.

В кабине работает кондиционер и можно дышать. Не то что на улице. В карьере знойно. Время от времени проезжает «поливалка», которая разбрызгивает воду на дорогу. Тогда пыль, которую гоняют самосвалы, оседает и снова можно любоваться пейзажами.

Превысить скорость на таком грузовике технически невозможно. Теоретически «малыши» могут разогнаться до 60 км/ч, но на практике максимальная скорость — 37 км/ч. Так настроена система. Прочувствовать, каково это, ехать на машине, из которой открывается вид как со смотровой площадки, туристы могут за 300 рублей.

Похоже, индивидуальная автомобильная экскурсия на БелАЗе предусмотрена для коллекционеров впечатлений. Стоимость других экскурсий по карьеру куда доступнее — от 15 до 20 рублей. Детский билет дешевле.

В кабине работает кондиционер и можно дышать. Не то что на улице. В карьере знойно. Время от времени проезжает «поливалка», которая разбрызгивает воду на дорогу. Тогда пыль, которую гоняют самосвалы, оседает и снова можно любоваться пейзажами.

Мы подъезжаем к знаменитым водопадам Микашевичей. Вы точно видели их в инстаграмах модных блогеров. Но когда попадаешь в контекст, картинка кажется еще красивее. Водопады рассекают рыжие скалы, на фоне которых гости не только устраивают фотосессии (даже свадебные), но и произносят важные слова «Выходи за меня!» Пару романтиков уже заказывали экскурсии, специально чтобы эффектно сделать предложение.

Поток воды сдерживается в карьере искусственно.

— В сутки насосная станция откачивает до 120 000 м3. Иначе грунтовые воды затопили бы здесь все, — поясняет Александр Курилович.

Глубина карьера — 150 метров. В планах уйти вниз еще на 60 метров. Так что на ближайшие лет 30—40 работа здесь есть. А дальше? Воде дадут волю, и она наполнит каменную воронку.

— Когда-нибудь здесь будет озеро, — убежден наш собеседник.

Говорят, что примерно 2500 лет назад на месте нынешнего Полесья было море Геродота. И глядя, с какой силой вода пробивается сквозь скалы, кажется, что она способна вернуть себе прежнюю мощь.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.