История города в зданиях и сооружениях - здание вокзала.

В нашем городе не так много зданий имеющих историческую ценность, но не смотря на это хочется на страницах нашего форума открыть тему «История города в зданиях и сооружениях». В данной теме, предлагается совместными усилиями, по крупицам собрать историю городских зданий. К сожалению, на просторах интернета не так много информации. Но пока еще живы, те кто помнит, что было 30-50 лет назад, есть надежда написать городскую каменную летопись. Важно каждое воспоминание, которое поможет собрать крупицы информации. И первое здание в нашем списке, которое можно назвать утраченной ценностью, - это здание Микашевичского вокзала.

В 1881 году было подписано Высочайшее повеление Александра третий о строительстве 136-верстной ветви Жабинка-Пинск, где впервые на строительстве железных дорог были использованы железнодорожные войска — сформированные к тому времени железнодорожные батальоны, сведенные в бригаду, управление которой располагалось в Барановичах. Дорога эта была построена быстро, за одно лето. Правда, этому способствовали равнинная местность и почти полное отсутствие искусственных сооружений. 9 ноября 1882 года на ветви открылось пассажирское и товарное движение.

24 января 1883 года военный министр опять заявляет о необходимости строительства стратегических железных дорог через Полесье. На этот раз члены Особого совещания приказали министру путей сообщения принять все меры к своевременному, не позднее чем в трехлетний срок, окончанию сооружения Полесских железных дорог: Вильно - Ровно с ветвями Барановичи - Белосток и Пинск - Гомель. Всего - около 1075 верст. Полесские железные дороги вводились в эксплуатацию по мере готовности участков: от Жабинки до Пинска (136 верст) - 9 ноября 1882 года, от Вильно до Лунинца (297 верст) 30 декабря 1884 года, от Лунинца до Пинска (53 версты) - 30 декабря 1884 года, от Лунинца до Ровно (181 верста) - 2 августа 1885 года, от Лунинца до Гомеля (281 верста) - 15 февраля 1886 года, от Барановичей до Белостока (201 верста) -23 ноября 1886 года, от Гомеля до Брянска (256 верст) - 8 августа 1887 года.

Время строительства железнодорожного вокзала доподлинно нам не известно, но можно предположить, что не раньше ввода в эксплуатацию железнодорожной ветки от Лунинца до Гомеля (281 верста) - 15 февраля 1886 года. Вид здания на момент постройки нам не известен, но если нашу станцию можно отнести к IV классу, то на станциях IV класса (линейных) — здание вокзала должно быть из дерева. В каждом из них были помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и, конечно, зал ожидания с круглыми, так называемыми «утермарковскими» печами.

Сохранилась фотография одного из начальника нашей станции Антона Ливицкого с семьей. Год фотографии не известен.

Наиболее ранняя фотография здания вокзала относится к периоду нахождения нашего города в составе Польской Республики.

В то время вокзал сыграл определенную роль в ходе польско-советском конфликте 1919-1920 г.г. В нашем городке проходили переговоры противоборствующих. Переговоры по линии обществ Красного Креста начались 10 октября на польской территории на ст. Микашевичи и продолжались до 13 декабря 1919 г. Советскую сторону на них представляли Ю. Мархлевский, 3-4 эксперта и супруга Мархлевского в качестве секретаря. Польская делегация состояла из 10-ти членов во главе с графом М. Коссаковским. Во время переговоров польская делегация строго придерживалась данным ей инструкциям и попытки Мархлевского поставить на обсуждение другие вопросы встречали упорное сопротивление польской делегации. В соответствии с принятым в Микашевичах соглашением от 9 ноября в Отделе Запада НКИД России были составлены списки, в которые были включены гражданские пленные поляки по национальности и жители областей, занятых польскими войсками и интернированные ими, подлежащие немедленной передаче Польской Республике. Сама фотография датируется 1925-1939 годом. Есть мнение, что в то время в здании вокзала находился штаб отряда польских пограничников. Возможно на вокзале были размещены и другие административные органы управления того периода.

Другое фото Микашевичского вокзала 1940-х годов находится в музее Микашевичской гимназии.

Если сравнить эти два снимка, можно сделать вывод, что после 17 сентября 1939 года, когда Красная Армия вошла на территорию Польши, здание вокзала было реконструировано. Возможно, восстанавливалось после повреждения во время боев красноармейцев с поляками. К сожалению, это здание утрачено во время войны.

История сохранила имя еще одного начальника станции Микашевичи, правда, по грустному поводу. Стрыецкий Болеслав Карлович 1899 года рождения, уроженец м. Закликов Люблинского воеводства.; поляк; образование начальное; начальник станции Микашевичи. Проживал: Брестская обл., Ленинский р-н, ст. Микашевичи. Арестован 22 сентября 1939 г. Приговорен: ОСО 26 августа 1940 г., обвинен по статье 71 УК БССР - диверсионные акты. Приговор: 8 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтаижемлаг. Реабилитирован 4 августа 1989 г. УКГБ и Прокуратура Брестской обл.

В 1947 году наш город посетил народный поэт Белоруссии Якуб Колас. Поэт на вокзале выступал перед жителями Микашевич как кандидат депутаты Верховного Совета БССР по Ленинскому выборочному округу. С целью увековечивания памяти о таком событии в на здании вокзала была размещена мемориальная доска.

Вот такие поезда проходили через нашу станцию.( На заднем плане фото)

Нам не удалось найти данных в каком году построено каменное здание вокзала функционирующее до сих пор. Вот современный вид этого здания.

 

Комментарии   

+2 #1 Дима 30.10.2016 02:16
каменное здание вокзала было построено в начале 50-х годов, старое сгорело в 40-х, его функции до постройки нового выполняло здание (барак) на старом переезде.
Цитировать

Добавить комментарий

Будьте корректны в своих комментариях


Защитный код
Обновить


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter