«Польский период» в истории города Микашевичи и его окрестностей» - Продолжение

Содержание материала

2.3 Из воспоминаний жителей местечка Микашевичи

Григоревич (Горгун) Кристина Владимировна (20.05.1934г.). Родилась в Микашевичах. Отец – белорус, мать – полька. «Отец мой, Горгун Владимир Григорьевич, житель деревни Большие Чучевичи, был белорус. Он служил ещё в польской армии.Когда демобилизовался, приехал в Микашевичи, устроился работать на фанерную фабрику. В Микашевичах отец встретил мою маму - польку. Поженились. Когда началась война, оборудование фабрики перевезли на Урал, фабрику подожгли русские. Из польского времени помню праздники на месте «Боиско» (здесь теперь расположен новый город). А до войны «Боиско» было самое весёлое место. Здесь вечерами и на праздники собиралось всё население Микашевичей. Играл духовой оркестр, молодёжь танцевала. А нам, детям покупали газированную воду, конфеты и мороженое. Помню, как мы любили эти праздники, потому что мама нас красиво одевала».

«Польско-советская граница проходила по реке Случь до 17 сентября 1939 года. По нашу сторону реки находились 3 стражницы (пограничные посты): В Морщиновичах, на Песчаниках и в урочище «Нивки, за Микашевичами. На месте стражниц поляки построили казармы с подворьем, где жили солдаты-пограничники. Это были красивые, ухоженные места. Порядок около казарм был идеальный. Вокруг казарм росли плодовые деревья, под деревьями установлены лавочки. К дубам были приставлены лестницы. А высоко на дубах были построены из досок наблюдательные пункты».

 

«Наш дом стоял за железной дорогой. Железная дорога состояла из двух веток: польской и русской. Вокзал был недалеко, и нам было интересно наблюдать за происходящим на железной дороге».

«В 1946 году из Польши пригнали вагоны, которые должны были вывезти всех жителей-поляков из Микашевичей на территорию Германии, часть которой отошла к Польше. Оттуда поляки выселили немецкое население и заселяли поляками. Сёстры моей мамы уехали. Отец-белорус не захотел ехать в Польшу. Так мы и остались в Микашевичах.

Сёстры писали, что привезли их в Зелёну Гуру, каждую семью подвели к красивому дому и сказали: «Здесь вы будете жить, но прежде помойтесь». Когда мы вошли в дом, то удивились. Там было всё: мебель, посуда, постельное бельё, одежда! После войны и разрухи в Беларуси всё увиденное кажется сказкой». Но потом на пороге сёстры находили записки: «Пани, не псуй полу». Предполагают, что бывшие хозяева-немцы приходили ночью проведать свой дом с надеждой, что вернутся. Их тоже выгнали из домов, потому что эта территория Германии после Великой Отечественной войны и после раздела стала принадлежать Польше».

Прощаясь с Кристиной Владимировной, мы задали ей вопрос, не хотела ли бы она, чтобы польская власть вернулась.

- Дай Бог, детки, чтобы она там, где есть, там и оставалась, эта польская власть. Она нам была чужой, чужой и осталась.

Житель нашего города Овадок Николай Павлович (02.01.1929г.) окончил 4 класса польской школы. Его воспоминания о школьных годах:

«Долгое время школа находилась в небольшом здании, но в середине 30-х годов началось строительство новой школы. Ее объявили «домом народной стройки», где работали ученики, учителя, родители. В 1939 году строительство школы было закончено. Строительство «Семилетней школы для всех» - так назвали школу – было закончено в 1939 году. Дети изучали польский и немецкий языки, закон Божий, историю, арифметику, физику, географию, зоологию, домоводство.

В 9 часов по варшавскому времени ученики становились по парам и отправлялись на утреннюю молитву. Позже расходились по классам, где их ждали 5-6 уроков. Но не все дети учились даже в начальных классах: среди учеников было много больных, не хватало учителей».

Как оказалось, польский язык он не забыл. С его помощью нам удалось перевести статью из польского журнала «Podlaski kwartalnik kulturalny», а также письма бывших жителей Микашевич и его окрестностей поляков Адама Щауса и Франтишека Лавриновича.

Лавринович Франтишек.

«Родился 1 ноября 1922 года в д. Лахва. Окончил 3 класса польской школы. До 1939 года помогал отцу вести хозяйство. Семья имела хорошие земли и жила в достатке, потому что отец и мать были поляками. Когда произошло воссоединение Западной Беларуси с Восточной, меня включили в Красную Армию, но так как я был поляк, то меня отправили в польскую армию, с которой я прошёл военный путь до Берлина. После войны остался в Польше в городе Старо-Курово.


На войне я получил несколько медалей. Мне, как ветерану Великой Отечественной войны, дали надел 9,93 га земли, дом, хлев и гумно. Но я всю жизнь мечтал приехать в те места, где родился. Когда А. Щаус ехал в Микашевичи, я просил заехать в Лахву и сфотографировать дом, где я жил. И другие поляки, бывшие жители Запросья, Стеблевичей, Морщиновичей, Песчаник просили то же самое».

Адам Щаус работал в Польше начальником образования гмины. Оказался очень отзывчивым человеком и прислал нам свои воспоминания о Микашевичах, документы и фотографии, которые помогли нам полнее и ярче раскрыть тему нашего исследования.

Мы попросили Адама Щауса рассказать о воссоединении Западной и Восточной Беларуси. Как он это видел и понимал.

«В 5 часов 40 минут утра 17 сентября 1939 года (это было воскресенье, как и 22 июня 1941 года) войска Белорусского и Украинского фронтов перешли границу через реку Случь, установленную в 1921 году по Рижскому договору. Рассеянная после 1 сентября немецкими войсками Польская армия, оказывала лишь эпизодическое сопротивление. Да и о каком сопротивлении могла идти речь, если в составе двух советских фронтов только танков числилось более 4500! В плен было взято более 60 тысяч солдат и офицеров. Солдат через некоторое время отпускали по домам, офицеров интернировали в специальные лагеря. Через год большую их часть уничтожат в Катынском лесу (очень похоже поведут себя и немцы по отношению к советским военнопленным летом 1941 года: солдат - отпускали по обращению родственников, офицеров - расстреливали или заключали в лагеря).

2 ноября Михаил Калинин подписал Закон "О включении Западной Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик с объединением ее с Белорусской Советской Социалистической Республикой". Я считаю, что настоящего объединения народа так и не произошло. До июня 1941 года Западная Беларусь оставалась территорией с особым режимом управления. На старой советско-польской границе сохранялись пограничные заставы, и пересекать эту границу без специального разрешения гражданскому населению - как "западному", так и "восточному" - запрещалось.

Советская власть не доверяла "освобожденному" населению, в составе которого, кроме этнических белорусов, было немало поляков, воспринимавших новый режим как оккупационный. Не удивительно, что только в середине 1940-х годов из Западной Беларуси эмигрировало более 78 тысяч человек. По этим причинам уехала и моя семья».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращаясь к истории г. Микашевичи 20-х– 30-х гг. ХХ в., можно сделать вывод, что социально-политическая и культурная жизнь нашей малой родины протекала в общем контексте событий, характеризующих социально-политическое положение в Западной Беларуси в эти годы. На территории Микашевич и в его окрестностях велась активная вырубка и промышленная переработка леса, осуществлялись поставки фабричной продукции за границу, проводились мероприятия в рамках реализации политики полонизации местного населения, в Микашевичи и близлежащие села приезжали на жительство поляки.

Значимой страницей истории города времен советско-польской войны 1919-1920 гг. являются переговоры в Микашевичах, которые стали отправным пунктом для начала принятия многих политических решений Советской Россией и Польшей в области двусторонних отношений, началом долгой и трудной дороги к взаимному сотрудничеству. В этом и заключается их историческая роль.

В соответствии с Рижским мирным договором Польша брала на себя обязательства предоставить белорусам все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и осуществление религиозных обрядов. На практике все это оказалось пустыми словами.

Социальный статус людей, проживавших на западных территориях, зависел от многих факторов, независимо от того, был ты городским жителем или сельским, католиком или православным. Из-за хронической безработицы в Западной Беларуси многие уезжали во Францию, Германию и даже в Аргентину, Канаду, Австралию. Немногим удавалось собрать какие-то деньги, вернуться и купить землю. Они стали жить на хуторах. А большинство не вернулись назад, остались жить за границей.

Таким образом, «польский период» в истории г. Микашевичи - это сложное время с рядом проблем военного и социально-политического характера. Время значительных изменений в жизни местного населения, обусловленных политикой польских властей, проводимой на территории Западной Беларуси в целом.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter