Микашевичский детский дом. Откровения директора. Часть 1

После обучения в Минском учительском институте я, Гребёнкин Николай Иванович, был направлен в распоряжение Брестского облисполкома, где планировалось моё назначение директором Микашевичского детского дома Ленинского района. После объединения трёх малых детдомов, в Микашевичском детском доме (МДД) собралось более 300 воспитанников. Обстановка в нём была очень сложной, подростки объединялись в деструктивные группировки, допускали нарушения дисциплины и общественного порядка.

В августе 1955 года я прибыл на собеседование к заведующему областным отделом народного образования (облоно) Шумилину Б.Т.

- Вы усвоили методику учебной и воспитательной работы, - сказал мне он. - Педагогическая подготовка, ваши практические наработки дают нам основание предоставить вам сложный участок работы. Назначаем вас директором Микашевичского детского дома. Ситуация там не из легких, однако вам под силу.

Поблагодарив за доверие, я начал следующую фразу со слова «но». Шумилин, не дав мне продолжить, вновь заговорил о том, что у меня есть опыт работы в интернате школы для слепых детей и в других небольших детских домах. Он подчеркнул, что я участник войны, что я руководил подпольным райкомом комсомола на оккупированной территории. Заверил, что мои просьбы и предложения по наведению должного порядка в Микашевичском детдоме будут им рассмотрены и удовлетворены.

Вскоре я выехал к месту назначения. Прибыв в Лунинец, встретил там бывшего директора Лахвинского детдома И. Босака. Я решил с ним обсудить моё назначение. Ведь некоторые воспитанники и воспитатели из этого детдома были переведены в Микашевичи. Я хотел узнать у Босака, как он их характеризует. Он сказал, что из числа воспитанников, находящихся в Микашевичах, хороших детей осталось немного. Часть юношей и девушек, активно участвовавших в общественной жизни, уже окончили школу и трудоустроились. С лучшей стороны он охарактеризовал воспитателей супругов Семёновых, они ранее с ним работали, а сейчас перебрались в Микашевичи. На этом наш разговор закончился, и я направился к поезду.

В вагоне я увидел мужчину, который в ходе беседы сказал, что работает заведующим учебной частью (завуч) Микашевичской школы. Я также представился и сообщил, что нам предстоит взаимодействие в работе, так как воспитанники детского дома будут учиться в этой школе. Завуч Кисин Аркадий Семёнович рассказал о бывшем директоре детдома в Микашевичах Копытковском. Последний не учёл того, что объединение подростков из трёх детских домов привело к их разобщению и вражде разных группировок. Всё это происходило в летний период, когда дети не были заняты учёбой или полезными делами. В этих условиях директор детдома не наладил тесное взаимодействие с воспитателями, не смог обеспечить должное управление. Кисин подчеркнул, что руководитель детдома должен быть деловым хозяином, который по-отечески заботился бы о детях и умело руководил коллективом подчинённых ему педагогов.

Со станции мы вместе с Кисиным за час до полночи подошли к одному небольшому кирпичному и двум двухэтажным деревянным зданиям на Ленинской улице Микашевич. Это были помещения детдома. Территория вокруг зданий большая, но не ухоженная. Разбросаны брёвна, дрова, навоз, рядом покосившийся туалет с оторванными досками. Я нашёл дворника и попросил позвать завуча детдома, который жил здесь же. Ко мне подошёл с керосиновым фонарём мужчина в возрасте 60 лет. Это был Семён Данилович Смакотин, уходивший на другую работу. Мы разговорились, и большинство вопросов задавал я.

- Почему детдом не освещается?

- Электроэнергию мы получаем от лесозавода, - пояснил он. - И по нашему фидеру она поступает не систематически.

- Сколько воспитанников числится по «Книге движения», то есть по списочным учётам?

Узнав количество, мы решили пройти с фонарём по спальням и посчитать, сколько находится на месте. Из 210 воспитанников в спальнях было только 140. Отсутствовало 70 человек. Это были всё мальчишки старших возрастов и часть старших девочек. В детдоме было 60 человек, которые после 16 лет получили паспорта. Были также воспитанники, имевшие возраст 21 год (некоторые из них были инвалидами), но обучавшиеся ещё в школе.

Семён Данилович пригласил меня переночевать. Его жена уже уехала на новое место жительства в Кобрин, к дочери. Семья их была «на колесах». За чаем, он ответил на все интересовавшие меня вопросы.

- То, что вы увидели и услышали от меня, - сказал Смакотин, - создаёт неприглядную картину из жизни детдома. Здесь нужны кардинальные изменения. Анализируя поставленные вами передо мной вопросы, ваши уточнения, я понимаю ход ваших мыслей. Скажу, что нужен именно такой директор как вы, так как вы являетесь находкой для детдомовских детей. Они хотели бы почувствовать от вас отцовскую заботу и увидеть порядок во всём. У нас вы должны будете сделать то, чего у нас не хватает. Я имею в виду, что нужно добиться дисциплины. Не бойтесь, не сомневайтесь, у вас получится.

Утром я проснулся раньше обычного. Выглянув в окно, увидел что мальчики, прячась, курят папиросы. Ещё до подъёма детей мы обошли со Смакотиным территорию, все помещения. Пришёл бывший директор Михаил Самуилович Копытковский. Он сказал, что ждал меня с особенным нетерпением. Уже начался учебный год, а он ещё не нашёл другую работу.

Узнав о новом директоре, дети вышли во двор, выглядывали через окна, шедшие нам навстречу, здоровались. На протяжении дня проходило обстоятельное и глубокое знакомство с положением дел. Выяснилось, что часть воспитанников ночевать в детдом не приходит. Они жили в шалашах на острове среди болот. Месяц назад группа старших подростков обворовала продуктовый магазин. Унесли они на остров несколько ящиков водки и вина, папиросы, сыр, колбасы, масло, консервы, хлеб. Потом взломали продуктовую кладовую детдома и забрали продукты питания. Многие воспитанники знали, где расположен остров, и кто там находится. Но они молчали, опасаясь расправы за предательство. Наказание со стороны распоясавшихся подростков было для ребят страшнее педагогических наказаний. Кроме избиваний, детей запугивали тем, что жалобщик будет выброшен злоумышленниками из окна второго этажа.

Ещё раз пересмотрели все помещения. Выяснилось, что отопительные печи безотлагательно требуют капитального ремонта. Испорчены и разбиты были многие двери. На дверях навесные замки. Но они висели только на одном пробое, второй был вырван. Почти во всех спальнях мальчиков нашли при проверках десятки пачек украденных папирос. Пачки были обнаружены и в спальнях девочек, но они объяснили, что это спрятали мальчики. Собрали несколько мешков папирос «Неман». Выяснилось, что девочки тоже нарушали распорядок. Они опускали ночью из окна половики, чтобы к ним забирались на второй этаж поселковые парни.

К концу дня я сказал Копытковскому, что принимать детдом не буду, а завтра утром поеду в облоно и изложу свою точку зрения на положение дел. Ехать со мной решил и Копытковский, пояснивший, что в облоно об отрицательных моментах всё знают. Я предполагал, что отказаться от вступления в должность я уже не смогу. Но мне надо было многое «выторговать» для Микашевичского детдома: дополнительные средства на бельё, одежду, обувь, на оборудование комнат для занятий. Необходимы были новый электродвигатель, кинопроектор и решение ряда кадровых вопросов. А если удастся отказаться от такой обременительной должности, то будет неплохо. Но я понимал, что это маловероятно.

В Брестском облоно на все мои вопросы и запросы я получил удовлетворительный ответ. Затем мы пошли в отдел школ Брестского областного комитета (обком) Компартии Белоруссии. Там мы увидели идущего навстречу первого секретаря обкома Петра Мироновича Машерова. Обмолвившись с заведующим школьного отдела обкома Сергейчиком, он спросил, с какими проблемами прибыл я. Сергейчик объяснил, что я назначен директором детдома. Но съездив туда, я возвратился с намерением отказаться от назначения. Машеров взял у Сергейчика мой «Листок по учёту кадров», где указывались предыдущие должности. Он прочитал его и, обращаясь ко мне, сказал:

- У вас же, Николай Иванович, отличная боевая и трудовая деятельность. А сейчас вам партия поручает сложный и ответственный участок работы и я уверен, что вы достойно справитесь. Другого решения у нас быть не может.

Он пожал мне руку и пожелал успехов. Мне стало как то легче на душе. Для меня Машеров был большим авторитетом. И он на прощание дал мне понять, что можно будет обращаться к нему по вопросам детдома.

На машине облоно вместе с заведующей сектором детдомов, школ-интернатов и дошкольных учреждений Фаиной Яковлевной Пыжик мы выехали в Микашевичи. Оформили акт приёма и передачи имущества. Созвали совещание педагогов-воспитателей детдома. Пыжик привезла из облоно несколько бланков грамот для награждения воспитанников. С педагогами решили вопрос о том, кого и за что наградить. Пошли в актовый зал на собрание воспитанников. Собралась всего половина детей, проживавших в детдоме. Некоторые демонстративно не пошли на собрание, другие были неизвестно где.

Воспитатели вручили детям грамоты, но мальчики брали их неохотно, опасаясь преследований со стороны плохих подростков. Выступив на собрании, Фаина Яковлевна представила меня как нового директора. Сразу же поднялся ученик 5 класса Петя Б. и попросил, чтобы я рассказал свою биографию. Я несколько замешкался, собираясь с мыслями. Рассказать биографию просто, но тут детская аудитория, мои будущие воспитанники. Я начал рассказывать о своей жизни в доступной для детского восприятия форме. По тому, как внимательно меня слушали, понял, что такой детской аудиторией можно владеть. Тот же мальчик спросил о моих наградах за период Отечественной войны. Были и ещё вопросы. Но затем встал воспитанник Саша А. и сказал:

- Хлопцы, ну пусть он у нас побудет, может с ним станет лучше.

- Пусть побудет, - повторили дети в зале.

В кабинете директора Фаина Яковлевна, обращаясь ко мне, произнесла:

- Вы так сумели рассказать биографию, что захватили внимание детей. Я убеждаюсь, что вы найдёте с ними общий язык, они пойдут за вами.

С первого дня вступления в должность я столкнулся с негативными явлениями. Пришёл сотрудник районного отдела милиции лейтенант Кулешов и сообщил о том, что ночью детдомовцы обтрясли и унесли из его сада все яблоки сладких сортов. В его присутствии проверили все помещения детдома, но яблок не нашли. Я предположил, что если эти яблоки унесли детдомовцы, то они их переправили в шалаши на остров среди болота. Позднее при участии лейтенанта милиции Кулешова мы смогли обнаружить тот остров.

В ходе наших встреч Кулешов сообщил мне ещё об одном чрезвычайном происшествии небольшой давности. Отдел милиции находился напротив детдома на другой стороне улицы. Вечером двое подростков из детдома перелезли через забор и стали снимать фару с милицейского мотоцикла. Одного из них задержал дежуривший милиционер и привёл в кабинет отдела милиции. Убежавший мальчишка сообщил о случившемся остальным детдомовцам. Под окном кабинета, где находился задержанный, собралось около 30 человек, которые подготовились к атаке, накопав увесистых камней здесь же на улице, выложенной булыжником. Собравшиеся кричали, чтобы отпустили задержанного. Спустя десять минут, по команде несколько десятков подростков залпом бросили камни в окно кабинета милиции. От таких ударов посыпались стёкла, вывалилась поломанная рама. Пользуясь этим моментом, задержанный выскочил в окно и скрылся вместе с другими.

Кулешов предупредил меня, что такое может повториться и мне надо быть предусмотрительным. Примерно через десять дней от момента моего прибытия в Микашевичи, подобное чуть не произошло со мной. После ужина я пригласил в свой кабинет для беседы воспитанника, который и на занятиях в школе и в детдоме проявлял себя отрицательно. В его тумбочке было обнаружено и изъято пять пачек папирос. Учился он в четвёртом классе и денег на покупку табака не имел. Папиросы были крадеными.

В ходе беседы я говорил с ним спокойно. Разговор был непродолжительным. Петя отвечал мне, ничего не утаивая. Услышав громкие голоса на улице, я встал и откинул занавески на большом венском окне кабинета на первом этаже. От окна отбежала большая группа подростков, державших в руках камни. Я понял, что они решили меня взять на испуг. Шум во дворе усилился. Я стоял и смотрел в окно. Отойти было нельзя, этим я показал бы свою трусость. Испытывая состояние напряжения, я подошёл ещё ближе к окну, и чтобы было слышно, громко произнёс:

- Если решили разбить окно, то бросайте камни по моей команде на счёт 3. Раз, два, три, - крикнул я, махнув правой рукой.

Услышав шум удивлённых голосов, и увидев в полосе света, падавшего из окна, что подростки группками разбегаются, я понял, что осада закончилась. Не закрывая оконную занавеску, я сел за стол и делал вид, что работаю. Мысли не покидали меня и тогда, когда я лёг спать. А спал я пока на диване в кабинете. Семья ещё не была перевезена. Обдумывая ситуацию, я уже к полуночи определил планы на ближайший период и перспективу. Предстояло быстро решить вопрос о назначении заведующего учебной частью детдома. Это должен быть молодой человек, который был бы моим надёжным заместителем. Взаимодействуя с ним, нужно было возвратить парней с острова в ближайшее время.

Некоторые из них уже сами вернулись в детдом, так как сентябрь был холодным, но наиболее упрямые ещё были на болоте. Назрел также вопрос о трудоустройстве большой группы старших воспитанников, уже окончивших школу. Их нужно было развезти по различным предприятиям, где была потребность в молодых кадрах и решить вопрос о приёме их на работу и проживании в общежитиях.

Облоно разрешило мне самому подобрать кандидатуру заместителя по учебной части детдома. На должность завуча был назначен Бурдейко Николай Васильевич, работавший ранее учителем в Ямичанской семилетней школе, где занимались воспитанники Бытенского детдома. Я хорошо знал его и имел с ним договорённость о его переезде в Микашевичи. Он был 30-летним холостяком, и я сразу почувствовал его конкретную поддержку в отношениях с трудновоспитуемыми подростками. Бурдейко оправдал мои ожидания, он вёл работу энергично, результативно, не считался с личным временем. Нам вместе удалось возвратить ребят с острова в детский дом и на учёбу в школу. Наиболее «плохих» подростков мы решили увлечь изучением автодела и занятиями в фотокружке. Сразу отмечу, что нам удалось приобщить их к полезным делам, особенно много было желающих познать устройство автотехники.

Прибыли в Микашевичи две воспитательницы из Бытенского детдома – Ядвига Викентьевна Барановская и Екатерина Прокофьевна Шебеко. Это были подготовленные практически педагоги, знающие особенности работы в детдоме. Но Барановская вскоре отказалась работать у нас. Её требовательность и принципиальность пришлась не по духу группе подростков, и они всячески провоцировали конфликтное поведение. После долгих попыток изменить ситуацию, Ядвига Викентьевна попросила уволить её из детдома.

Но в жизни складывалось не так, как в планах на бумаге. В начале ноября 1955 года педагоги детдома готовились к завершению первой учебной четверти. Подводя итоги, мы поняли, что, несмотря на принятые меры, не добились желаемого. Из 200 посещавших школу воспитанников, 30 человек не успевало в учёбе. В их числе было 6 парней 18-ти летнего возраста, которых мы называли шутливо «переростками». Они явно не желали учиться в школе, и нужно было решать вопрос об их трудоустройстве. Вскоре произошло чрезвычайное происшествие с их участием. Они организовали выпивку вместе с друзьями из посёлка и в бесчувственном состоянии были доставлены в детдом. По вызову прибыл врач «Скорой помощи» и, осмотрев их, сказал, что состояние удовлетворительное, пусть проспятся. Видя, что я переживаю о случившемся, сторож детдома стал меня успокаивать, утверждая, что при прежнем директоре пьянки среди парней были намного чаще.

Это ЧП стало поводом для обращения руководства детского дома в Брестский облисполком по вопросу трудоустройства взрослых воспитанников, не хотевших посещать школу. Переростки заявляли, что желают работать, и до начала нового 1956 года было трудоустроено 32 человека. Среди них 12 были трудновоспитуемыми. Чтобы не допустить значительных ошибок в выборе места трудоустройства для того или иного юноши, мне пришлось много изучать их характеры и склонности. Кроме этого я решил в большинстве случаев лично выезжать к месту трудоустройства вместе с молодёжью, чтобы наверняка знать о результатах.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter