Наращивание объемов производства и экспорта: какие задачи ставят перед собой в РУПП «Гранит» на 2022 год

Наращивание объемов производства и экспорта: какие задачи ставят перед собой в РУПП «Гранит» на 2022 год

Этот год для многих предприятий принес немало неожиданных вызовов, решить которые помогли профессионализм и мобильность. К их числу, пожалуй, можно отнести и РУПП «Гранит». Градообразующее предприятие в Микашевичах, несмотря на потерянный европейский рынок сбыта, сумело переориентировать поставки. Более того, намерено заметно их нарастить, при этом не снижая груз социальной ответственности перед более чем 2 тысячами рабочих.

Чем живет сегодня уникальное предприятие, где добывается самый прочный в Европе камень, узнавали корреспонденты «Р».

На 150 метров ниже земли

Чтобы узнать, как выглядела планета миллиарды лет назад, достаточно отъехать от Минска за 200 километров. Здесь, в окрестностях Микашевичей, функционировали вулканы. Магма застывала и образовывала залежи самой твердой в Европе горной породы, относительно близко подступающей к поверхности Земли. Практически 60 лет назад крупное месторождение в форме прямо­угольника площадью 377 гектаров в полукилометре от города обнаружили ученые. Благодаря этому спустя десять лет появился знаменитый карьер. Сегодня его размеры — примерно 1,7 на 2,7 километра, а на дно ведут 11 витков серпантина. Глубина — 150 метров, на 20 метров ниже уровня Балтийского моря. И это не предел: разработан проект расширения карьера «Микашевичи» в конечных контурах при отработке строительного камня до отметки минус 80 метров. 

Несмотря на то что в названии предприятия упоминается гранит (зернистый камень розоватого цвета), на его долю приходится примерно 13 процентов от общего количества добываемого. Еще чуть меньше — 80 процентов — составляет диорит — цвет его в основном серый. Еще 8 процентов — гранодиорит, промежуточный вариант между диоритом и гранитом. 

— Процесс добычи камня начинается со снятия вскрыши — желтого песка, который покрывает сверху породу на 7—40 метров. Помогает нам быстрее добраться до полезного ископаемого техника. Например, есть у нас шагающий экскаватор ЭШ-11/70, так тот может зачерпнуть сразу более 20 тонн песка и положить в навал. Последующая погрузка песка с навалов осуществляется при помощи экскаваторов с объемом ковша 8 кубометров, которые грузят автосамосвалы БЕЛАЗ или МАЗ. Эти машины вывозят песок со вскрыши в отвал, — вводит в курс дела начальник производственного отдела РУПП «Гранит» Михаил Чопчиц. 

— Затем выполняются буровзрывные работы. В определенном порядке в виде сетки на глубину ­12—28 метров в зависимости от проектных данных забуриваются скважины. Ежегодно у нас выполняется более сотни взрывов. В результате образуются куски самых различных параметров — они не должны превышать линейный размер одной из сторон 1,2 метра, иначе оборудование не сможет их раздробить. Поэтому в карьере крупные куски горной породы («негабариты») дополнительно дробятся специальной техникой — гидравлическими экскаваторами при помощи гидромолотов.

В этом нам предлагают убедиться самим — пользуемся уникальной возможностью и отправляемся в карьер. До ближайшей выработки недалеко — всего-то на несколько десятков метров ниже поверхности земли. Отсюда видно, как на самом дне, дорога куда заняла бы около 30 минут, туда-сюда круглосуточно снует кажущаяся миниатюрной техника. Блестит озерцо — мощные насосы ежесуточно откачивают 70—80 тысяч кубометров грунтовых вод, которые десятками водопадов стекают вниз. Подсчитали, что после завершения добычи и сворачивания здесь всех работ понадобится несколько десятков лет, чтобы карьер превратился в глубокое озеро. 

Пока рассматриваем окрестности, бульдозер ровняет дорогу, чтобы колесному погрузчику было удобнее ездить, а острые, мелкие камни не впивались в колеса ­БЕЛАЗов — карьерных самосвалов. Три неторопливых взмаха здоровенного экскаватора ковшом (его объем — 12 кубометров) — и 60-тонный самосвал заполнен. Свой груз он отвезет на дробильно-сортировочный завод, на котором работает пять линий по переработке камня. Здесь камень проходит три стадии дробления. Финальная стадия — грохочение, когда камни автоматически разделяются по размерам — фракциям. Вообще же предприятие выпускает более 50 фракций (в зависимости от запросов покупателей). Щебень разного размера ссыпают на склады готовой продукции, к которым потом подъезжают машины покупателей для отгрузки. Вывозят продукцию вагонами и баржами — рядом железнодорожная ветка и речной порт. 

Следят за всем технологическим процессом круглосуточно с центрального пульта дробильно-сортировочного завода. Перед оператором — большое интерактивное табло из мониторов, на которых в режиме реального времени мигают значки и лампочки, показывающие, какой это участок и насколько он загружен, каково энергопотребление и т.д., на экранах — видео с камер цехов. При необходимости оператор вручную может откорректировать работу на определенном участке.

К перспективному карьеру —с умом

Карьер на базе месторождения строительного камня «Ситницкое» с центрального пульта не виден. Перспективные залежи полезного ископаемого — а местами до них 60 метров вскрышной породы (песка) — пока начинают снимать, чтобы к моменту появления спроса на продукцию, объемов сырья для которой будет недостаточно из действующего гранитного карьера, был подготовлен новый карьер. В будущем, возможно, человека, выполняющего сложные работы, заменят умные технологии — не зря же здесь тестируется так называемый интеллектуальный карьер. Он предполагает применение безлюдной технологии добычи сырья. Специалисты подсчитали, что это позволит увеличить производительность труда на 30 процентов, экономить на ремонте техники за счет оптимальных режимов ее работы. Кроме этого, применение автономного транспорта позволит снизить травматизм при производстве горных работ.

Сейчас в карьере с использованием технологий 5G почти два года тестируется белорусская беспилотная техника БЕЛАЗ. Машины без участия человека могут работать день и ночь (независимо от погодных условий). Они оборудованы датчиками и камерами, информация с которых поступает на мониторы оператора, расположенные в специально оборудованном мобильном диспетчерском пункте. 

— Мечта любого подростка-геймера, — замечает заместитель начальника карьера по производству Дмитрий Скачков. — Один оператор способен одновременно управлять фронтальным погрузчиком и несколькими самосвалами. В принципе, БЕЛАЗы ездят сами, могут остановиться только в случае возникновения внештатной ситуации, например если на пути появится животное или человек. Тогда машина замрет, а решение о том, что делать и когда снова возобновить движение, принимает оператор. 

Пока же машины перевозят песок на отвал вскрышных пород. Производитель техники и поставщик умного оборудования планирует в конце года подвести промежуточный итог работы в карьере. В будущем, когда покажется камень, сюда привезут буровые станки и начнут буровзрывные работы с последующей добычей полезного ископаемого. К этому времени неподалеку должен быть готов дробильно-сортировочный цех, который по мере наращивания объемов добычи превратится в завод. 

— Пока же в приоритете работа карьера «Микашевичи». Возникнет необходимость ускориться на «Ситницком» — предприятие выделит больше средств, и работы пойдут быстрее, — подчеркивает Михаил Чопчиц. 

В планах — рост производства и продаж

Прямых конкурентов в стране у РУПП «Гранит» нет: на еще одном схожем предприятии (на юге страны) объемы добычи более чем в десяток раз меньше, в другом прочность камня уступает. Микашевичский же пригоден абсолютно во всех сферах. 

— Сегодня 65 процентов продукции мы отгружаем на внутренний рынок. Среди основных наших покупателей — предприятия и организации строительного комплекса, дорожной отрасли, Белорусская железная дорога. Поэтому ощущаем прямую зависимость между реализацией новых проектов в стране и спросом: есть объемы — будут и заказы, — рассказывает заместитель генерального директора предприятия по внешнеэкономической деятельности, маркетингу и сбыту Михаил ­Федорович. 

— Еще примерно 35 процентов продукции традиционно идет на экспорт. До недавних пор мы активно отгружали щебень в Литву, Латвию и Польшу. На эти страны суммарно приходилось 15 процентов экспорта. Но с учетом сложившейся обстановки поставки в страны ЕС, несмотря на то что наша продукция не включена ни в какие санкционные списки, сведены к минимуму: недавние партнеры сами для себя так решили. Те объемы, которые отправляли в Литву (примерно 50—60 тысяч тонн ежемесячно), начали грузить в Россию. Есть, конечно, нюансы с логистикой, тем не менее часть экспорта стран Балтии мы переориентировали. Сейчас, когда поставки щебня из Украины в Россию прервались (а речь в прежнее время шла о более чем 2 миллионах тонн в месяц против наших 500 тысяч тонн), на ситуацию наши восточные партнеры смотрят иначе.

В итоге того жесткого ограничения в объемах, которое было еще в начале года на рынке Центрального Федерального округа России, уже нет. Сейчас наши лимиты на треть больше. Конечно, теперь приходится думать над доставкой. Из-за выросшего плеча и стоимости грузоперевозки корректируем свои цены так, чтобы они были конкурентоспособны на соседнем рынке. Но в целом, конечно, стоимость сырья увеличилась, мы это видим. Как следствие, экспорт в денежном выражении с начала года по сравнению с январем — маем ­2021-го вырос на 20 процентов. Будем принимать все меры, чтобы удержаться на этом уровне. В принципе, рассчитываем, что в 2022 году должны сработать не хуже, чем в прошлом, невзирая на все ограничения. В планах — нарастить производство до уровня ­2020-го, когда выпускали 14,4 миллиона тонн щебня. 

К тому же на 2022 год на предприятии запланирована реализация крупных инвестпроектов. Так, в ближайшее время на «Граните» приступили к модернизации литейно-механического цеха, производственная мощность которого уже сегодня — 1,2 тысячи тонн литья в год. Будет еще больше — с вводом в эксплуатацию электропечи номинальной емкости 6 тонн. Заместитель генерального директора по снабжению Игорь Вабищевич поясняет: 

— Это позволит расширить номенклатуру выпускаемых быстроизнашиваемых запчастей к дробильному оборудованию. Ранее такая продукция поступала к нам по импорту. В стоимостном выражении мы будем экономить около 1,2 миллиона евро ежегодно, а то и больше с учетом нынешней ситуации. Плюс не будем зависеть от сроков поставок, которые сейчас могут меняться. Кроме того, сейчас заключен договор с белорусской государственной организацией на закупку линии по переработке материала различных фракций. Это позволит увеличить объем выпуска особо востребованного в дорожном строительстве щебня. И на внутреннем рынке, и на зарубежных это более дорогостоящая продукция.

Помимо этого, в 2022-м на предприятии активно обновляют автопарк грузовой техники. Законтрактовано 17 единиц 90-тонных БЕЛАЗов. Три машины уже трудятся в карьере, еще три — на стадии монтажа. К слову, всего сегодня на предприятии насчитывается свыше 50 карьерных самосвалов. Это без учета десятков колесных и гусеничных бульдозеров, погрузчиков на базе БЕЛАЗа, тракторов и другой техники, задействованной в производственном процессе предприятия. 

На первом месте — люди

— На нас лежит большая социальная ответственность, ведь у нас трудится более 2 тысяч человек. Всего же в городе проживает около 13 тысяч. По большому счету нет такой семьи, члены которой не работали бы у нас, — обращает внимание заместитель генерального директора по персоналу, социальным вопросам и идеологической работе РУПП «Гранит» Маргарита Сероокая. — Средний возраст рабочих — 44 года. При этом примерно 20 процентов из них имеют высшее образование, еще столько же — среднее специальное. У 30 процентов — профессионально-техническое. Почти 29 процентов проходят обучение и получают профессию на предприятии. Примечательно, что 30 процентов коллектива РУПП «Гранит» составляют женщины. 

Кроме создания достойных условий труда, заботятся на «Граните» и об отдыхе своих сотрудников. Неспроста в ведении предприятия — Дворец культуры, куда приходят заниматься и взрослые, и дети. Слово заведующей Дворцом культуры Людмиле Люст: 

— У нас успешно работают различные коллективы. Для детей это образцовый коллектив эстрадно-спортивного танца «Эдельвейс», коллектив эстрадного пения, кружок изобразительного искусства «Колорит», кружок «Робототехника», кружок по спортивному фитнесу. Для взрослых — вокальный ансамбль, народный театр миниатюр «Гранитный каламбур», танцевальный коллектив «Микаденс». 

На балансе предприятия также бассейн и санаторий «Свитанок», получить услуги в котором можно не только по путевке, но и по подарочному сертификату. На территории Дворца культуры открыт уличный физкультурно-спортивный комплекс с зоной активного отдыха, детская игровая площадка с электромобилями, батутами, надувными горками, игровой комплекс, в зимнее время заливается каток и налажена работа по прокату зимнего спортивного инвентаря…

Крепко стоящая на ногах компания помогает и городу. Так, например, в Микашевичах постоянно кипит строительство. Из недавних заметных изменений — площадь перед Дворцом культуры реконструировали и установили фонтан.

— Нет ни одного социального объекта, в развитии которого мы так или иначе не поучаствовали. Все городские мероприятия проходят с нашей организацией. Ряд предприятий города с нами в связке. «Гранит» градообразующий — иначе и не может быть, — делится мнением Игорь Вабищевич. — Пока будет «Гранит», будут Микашевичи. Действующих разведанных запасов в карьере «Микашевичи» хватит еще на 35—40 лет. На месторождении «Ситницкое» разведано запасов примерно на 54 года работы. 

Это позволяет с уверенностью смотреть в будущее, не забывая, конечно, о насущных вопросах. Что сегодня в приоритете?

— Первоочередная цель — сохранить коллектив, ведь у нас есть узкопрофильные специалисты, найти замену которым непросто, а готовить смену долго. Важно сохранить социальную сферу для будущего развития предприятия и самого города. 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

За время существования предприятия в Микашевичах построено более 25 многоквартирных жилых домов для сотрудников предприятия, несколько детсадов, больница на 100 мест, поликлиника на 300 мест, Дворец культуры, санаторий «Свитанок», два общежития, бассейн. На территории предприятия функционируют столовая, здравпункт, прачечная и швейный участок.

КСТАТИ

Побывать на предприятии может любой желающий — здесь почти четыре года активно развивают промышленный туризм. Сегодня гостям предлагают самостоятельно или с экскурсоводом посетить музей завода, где помимо прочих экспонатов представлены коллекция горных пород и останки животных, которые жили в этой местности 100 тысяч лет назад. В их числе — хазарские слоны, длинноногие бизоны, шерстистые носороги, пещерные медведи. Здесь же есть сувенирная лавка, на выбор в которой — более 60 вариантов эксклюзивной продукции. Например, магниты с горными породами из карьера, книги, фотоальбомы, кружки, тарелки с изображением карьера и водопадов. Вместе с гидом можно прогуляться по территории «Гранита», посмотреть на разработку карьера со смотровой площадки. Там же находятся элементы некоторого оборудования, при желании школьникам могут рассказать об особенностях работы водителем самосвала — под заказ на смотровую могут предоставить свободную машину. Есть и два варианта, как туристам спуститься непосредственно в карьер. Один — групповой, чтобы посмотреть на ландшафт, сфотографироваться на фоне водопадов. Второй — индивидуальный, во время поездки на 90-тонном ­БЕЛАЗе. В рамках благотворительности музей бесплатно посещают дети-инвалиды и дети из неблагополучных семей и детдомов, а в рамках профориентации — старшеклассники района. 

На месяц вперед расписаны экскурсии по пятницам и субботам. При этом некоторые (знакомство с ландшафтом и посещение смотровой) по субботам заняты до конца октября. 

— За все время музей посетили около 6 тысяч человек, смотровую площадку — более 6 тысяч, услугой «Прокатись на 90-тонном автомобиле «БЕЛАЗ» воспользовались почти 40 раз, познакомились с профессией водителя самосвала — примерно 20, на ­изучение ландшафта, нашу новую и набирающую популярность экскурсию, гости отправились тоже приблизительно 20 раз, — ввела в курс дела специалист по музейным фондам РУПП «Гранит» Нина Киндрук.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий. Сообщения могут оставлять зарегистрированные пользователи сайта или просто отправьте свой комментарий через вкладки социальных сетей.